Наталья Шатилло

+ 36 30 7 422 034


Мы в соцсетях


Венгрия: фестивали, концерты, выставки

Народные промыслы Венгрии







Народные промыслы Венгрии

Как гида по Будапешту и Венгрии во время экскурсий и длительных поездок по стране меня часто просят рассказать о народных традициях. Венгерские земли, простирающиеся на запад от Дуная, отличаются необыкновенным разнообразием. Красота покрытых лесом гор и холмов, быстрых рек и серебристого, как зеркало, озера Балатон, конечно способствовала возникновению в этом краю богатого и многостороннего народного творчества. Разнообразный материал, щедро представленный природой, как бы сам собой просится в обработку: такой вывод невольно напрашивается при изучении деревянных построек, деревянных звонниц, гончарных изделий, пастушьих самоделок и инструментов. Красочные пестрые национальные костюмы, различные ткани из шерсти и бумаги, вышивка и кружева, характерные формы построек, своеобразие народных обычаев - для исследования природы и истории всего этого богатства потребуется еще немало сил и времени.
В отличие от других областей Венгрии, на Алфельде важную роль в развитии народного искусства играли не только деревни, но и города. Дебрецен, Кечкемет и Сегед с их оживленными ярмарками, народными художественными промыслами определяли художественный вкус и потребности всей округи. Выдающимся примером подобной роли города может служить Ходмезевашархей, где в конце XIX века работало свыше четырехсот мастеров гончарного искусства. Они жили в трех районах города, готовили посуду разной формы и расписывали ее различными способами.
Состояние прикладного искусства в этом крае характеризуется любопытной двойственностью. После 40-х годов XIX века здесь почти не делали крашеной мебели, и почти не сохранилось вышитых подушек, простынь от того времени, но зато как во второй половине XIX века, так и на рубеже XIX - ХХ столетий необычайно процветало гончарное дело.
 
Гончарное ремесло
Одной из самых многообразных отраслей прикладного искусства Задунайского края является гончарное ремесло. Глиняная посуда здесь необычайно различна по форме, технике производства и орнаменту. Например основной фон посуды из Морадя - белый, а многоцветный орнамент на ней представляет собой растительные мотивы. Гончары из Пюшпекбогада изготовляют посуду черного цвета, которую расписывают стилизованными цветами и белыми, зелеными, светло-коричневыми полосами. В городке Сексарде, который находится в южной части Задунайского края и знаменит как одна из самых популярных винодельческих провинций Венгрии, а также как родина героя венгерского фольклора, известного враля гусара Яношп Хари, делают посуду терракотового цвета и разрисовывают ее ярким цветочным орнаментом. Наиболее интересным центром гончарного ремесла в районе северного побережья озера Балатон был Чаквар. Чакварские гончары изготовляют глиняную утварь большей частью из огнеупорного материала, что требует большого чувства формы, ловкости и опыта. Глазурованные и неглазурованные гончарные изделия, изготовленные в Мохаче, благодаря дунайским корабельщикам попадали даже в далекие страны. Большие, изготовленные из черной глины, жбаны и кувшины из Мохача относятся к числу красивейших изделий современного народного гончарного искусства Венгрии.
В городе Капошваре, что лежит южнее Балатона, процветает искусство народной керамики. В мастерских этого города изготавливается посуда, традиционная для шаркезского края. Метод ее росписи называют "соргование". Он имеет балканское происхождение и состоит в нанесении палочкой сорго орнамента из стилизованных цветов и разноцветных линий. Здесь же после второй мировой войны возрождено и своеобразное гончарное искусство, ведущее свое происхождение от анабаптистов, мир образов которого продолжает жить в народной керамике.
В гончарной мастерской Тиханьского музея под открытым небом с 1966 года снова производят глазурованную посуду, характерную для северного побережья Балатона.
Алфельд, находясь между Задунайским краем, Северной Венгрией и Трансильванией, играл роль как бы связующего центра всех этих областей в формировании их гончарного искусства. Несмотря на это, в находящихся здесь мастерских изготавливались самые оригинальные изделия.
Любая мастерская в Ходмезевашархейе делала тарелки и миски самой разнообразной формы. Поэтому и гончарное ремесло здесь называли "мастерством мисок". В наши дни эти традиции развивает вашархейский гончар Шандор Веконь, глазурованные изделия которого, благодаря тонкой обработке и чистым краскам, представляют особую ценность. Излюбленный фон его - белый, по нему идет голубой или синий орнамент, сделанный лейкой.
Горшечники Мезетура делали иную домашнюю утварь. В наши дни гончарное ремесло этого города - самое оживленное на Алфельде, им занимается свыше 80 мастеров.
В регионе среднего течения Тисы наиболее развитой культурой гончарных изделий отличается город Тисафюред. Его традиции в наши дни поддерживает только один единственный мастер - Шандор Кантор из Корцага.
В течении нескольких столетий на Алфельде делали безглазурную лощенную глиняную посуду черного цвета. Однако в начале ХХ века техника ее приготовления была уже забыта. И только с середины ХХ века семья Лайоша Фазекаша возродила производство своеобразных, изящных по форме черных кувшинов, жбанов и светильников.
В 1955 году мастер народного искусства Иштван Рушои, живущий в Карцаге, возобновил художественное производство расписных изразцовых плиток. Сохранив верность традиционным формам, он расширил цветовую гамму. Технику нанесения орнамента на изразец он развил дальше, введя как бы выгравированные узоры из растений и фигурок животных. Очень декоративны также его фризы, расписанные фигурками птиц.

< Назад