Наталья Шатилло

+ 36 30 7 422 034


Мы в соцсетях


Венгрия: фестивали, концерты, выставки

Краевое искусство Венгрии



Краевое искусство Венгрии

В течении многих столетий венгерские крестьяне со своеобразной художественной взыскательностью создавали и украшали окружавшую их среду, предметы домашнего обихода, орудия труда и, разумеется, одежду. Богатые традиции в области формы, орнамента, накопленные искусством крестьян в ходе прошедших столетий, живут и поныне в творениях современного народного искусства Венгрии. С помощью археологических находок, изучения традиционных элементов народного творчества и исследования письменных источников можно установить, что это упрошенное коллективное искусство на протяжении многих веков то проявлялось с новой силой, формируя свой собственный стиль, то тускнело, чтобы позднее - благодаря верности классическим традициям - возродиться снова, причем, в более широких общественных кругах, чем прежде.
"Позаботимся о том, чтобы не вымерли поющие народы, народы - творцы мифов, женщины, расписывающие стены домов, мужчины - мастера-резчики: ведь с ними умирает человек. Будем хранить, собирать и распространять их произведения, будем учиться у них. Пусть станет живой частью нашей живой души искусство, которое , подобно природе, просто выражает самое себя и именно потому свидетельствует о прошлом и непреходящем" - писал известный венгерский поэт Дюла Юхас.
Искусство народа в более широком смысле слова охватывает народную поэзию, народную музыку, народные обычаи, танцы. В более узком смысле слова оно представляет собой прикладное искусство, "инстинктивную" художественную деятельность кустарей, ремесленников, другими словами - народное декоративное искусство.
Народное декоративное искусство, его материал, техника и средства определяются особенностями экономических, исторических, географических и климатических предпосылок.
В Венгрии это искусство стало своеобразным средством выражения в основном крестьянского образа жизни. Оно отражало вкус и стремления жителей хуторов и деревень. Это - коллективное искусство, поскольку форму, орнамент, цвет, структуру предметов, всегда имевших утилитарное назначение, выбирало, как правило, общество. Характерными чертами народного декоративно-прикладного искусства всегда, во все времена, были целесообразность и чувство материала. Так проявлялось в предметном мире материальной народной культуры: в праздничной и будничной одежде, постельном белье, полотняных платках, предметах домашнего обихода, орудиях труда, жилых и хозяйственных строениях, мебели и т.д. - гармоническое соответствие между материалом, формой, орнаментом, цветом и структурой.
Мастера народного декоративного искусства были почти всегда выходцами из народа,в частности из крестьян и кустарей, умельцами, жившими в крестьянской среде. Художественные изделия они готовили, как правило, для собственного пользования или в подарок - в зак любви ли дружбы. Но, разумеется, понятие народного искусства нельзя ограничить деятельностью кустарей, работавших лишь для крестьянской общины. Ведь в XV - XVIII веках мастера - горшечники и печники - работали и в роскошных замках, богатых монастырях, барских усадьбах и в бедных крестьянских хатах.
Мелкие кустари-ремесленники, странствую по стране, обогащали традиционный материал своего края многочисленными формально-декоративными элементами, заимствованными в других областях Венгрии, имеющих свой стиль.Цеховой гончар тоже был вынужден странствовать, по крайней мере, по ярмаркам. Можно предположить поэтому, что ему были известны изменчивые вкусы покупателей различных рынков. За исключением отдельных стилистических различий чисто местного характера, народно-художественные ремесла Венгрии от западной границы страны до Трансильвании представляет в высшей степени единую,целостную картину в отношении как формы, так и рисунков орнаментов. В творчестве же вышивальщиц, прядильщиц-ткачих и пастухов*резчиков, - в их работах композиция и расцветка орнаментов, отдельных мотивов и сцен с точки зрения художественной традиции их края гораздо более обособленны, замкнуты,хотя целый ряд моментов и указывает на общность их происхождения. Эти формы и орнаменты отдельных этнических групп настолько своеобразны и неповторимы, что и сегодня они ясно отличимы друг от друга. Таковы, например, вышивки "вашпрхейтская" (Ходмезевашархей) и "кунская" (Карцаг), который, по всей вероятности, имеют общее происхождение и сходны в выборе материала основы и гаруса, ведущего орнамент, но существенно различаются по композиции и расцветке рисунка. Мир чувств и мыслей, сюжеты народных сказок у этих этнических групп - вследствие различия экономических и географических условий того или иного края - тоже несходны. На солончаковых почвах Надькуншага бледнеют любящие влагу весенние цветы, поэтому и кунский орнамент из цветов, вышитый на декоративной подушке грубошерстной нитью, выглядит более блеклым. С гораздо большим богатством использования декоративных элементов, более многообразной цветовой гаммой встречаемся мы в цветах подсолнуха, гранатовых яблок, более того, стилизованных птицах и бабочках в "вашархейтских" народных вышивках.
Отличительные черты народного декоративного искусства отдельных краев проявляются и в решениях формы и декора, особенно - в выборе цветовых сочетаний и композиции. В чем нет никаких различий , так это в том, что и грусть свою, и радость, и искреннюю потребность переживать прекрасное народ всегда выражает ясным языком недвусмысленных художественных форм.
Формирование характерных стилей венгерского народного декоративного искусства, развитие техники обработки материала, появление разных инструментов и орудий труда представляет собой результат длительного исторического развития. Начиная с XV - XVI веков это развитие можно проследить по древнейшим памятникам предметно-бытовой культуры: глиняной посуде, изготовленным из оленьего рога пороховницам и вышивкам. Народное декоративное искусство еще более ранних эпох известно лишь по древним письменным источникам. Об утвари кочевого периода венгерского народа можно составить представление только на основании нескольких случайно дошедших до нас предметов, таких, например, как солонка из бересты или костяные бусы.
Гораздо богаче наши представления о многообразии форм и орнаментов эпохи средневековья. От этого времени до нас дошли главным образом глазурованные и неглазурованные гончарные изделия, расписные,изразцовые плитки, зубчатые, украшенные звездочками ткани сине-красной и сине-черной расцветки, деревянные сундуки, а также столы и стулья нескольких форм.
Народное декоративное искусство восприняло некоторые мотивы ренессанса, разумеется, в упрощенной форме. Пример тому: гвоздики, гранатовые яблоки, лилии как декоративный элемент на тканях или на идущей вокруг крестьянского дома галерее. Не прошли бесследно и 150 лет турецкого владычества. Элементы восточной орнаментики можно заметить как на керамических изделиях, так и в узорах народной вышивки времен турецкого господства и более поздних эпох.
Стиль барокко сказался, главным образом, на деревянных украшениях фронтонов, фасадов крестьянских домов, особенно в резьбе и других работах по дереву. Линии барокко чрезвычайно полно проявились в формах резной мебели и вообще сохранили ведущую роль в разнообразии форм крестьянской мебели.
Меньшее влияние на крестьянскую мебель оказали рококо и, особенно, ампир. Их воздействие сказалось прежде всего в пропорциональном размещении декоративных элементов. В шитье на кафтанах, армяках, скорняжных изделиях, предназначенных главным образом для крестьян, вдруг появился букет цветов, характерный для рококо, правда, более лапидарно выраженный, но бесспорносвидетельствующий о своем стилистическом источнике. В конце XIX века украшения в стиле более позднего, упрощенного рококо появилось и на поверхности резных деревянный шкатулок.
Сецессион или модерн - стилистическое направление конца XIX века - начала ХХ веков - также оказало влияние на народное декоративное искусство, особенноно культуру гончарных изделий в Мохаче и Мезетуре. Отдельные элементы его, правда, в несколько стушеванном виде, употребительны и сегодня.
Стили народного декоративного искусства, имеющие более широкое распространение и более общее значение, оформились в конце XVIII и, главным образом, в XIX веке. В разных провинциях и областях расцвет народного искусства наступил неодновременно и, в зависимости от культурно-экономических условий разных краев, приобретал различное направление. Вершины своего развития народное искусство достигло в середине XIX века. В начале ХХ века наступил некоторый спад, и только в середине 1950-х годов, благодаря щедрой материальной поддержке со стороны венгерского государства, народное декоративно-прикладное искусство вновь развернулось во всей свой многокрасочности. После второй мировой войны народное декоративное искусство как часть великого национального богатства, которое представляет собой народная культура, необходимо было, чтобы старое крестьянское искусство нашло свое место в условиях современного общества. В помощь этому венгерское государство учредило специальный денежный Фонд народного прикладного искусства, благодаря чему развитию нового народного прикладного искусства оказывается постоянная поддержка в размере многих миллионов форинтов ежегодно. Эти суммы использовались, главным образом, для создания краевых Домов народного творчества, где могли творить умельцы народного прикладного искусства.
Результатом всех этих усилий явилось возникновение совершенно своеобразного народного прикладного искусства, служащего удовлетворению широких потребностей венгерского общества, прежде всего, его культуре жилища, и привлекающей в Венгрию все больше туристов из-за рубежа.
 

< Назад